Зимнее настроение | Отзыв о концерте 16 декабря в Саратове

Дата публикации

16 декабря в Саратовском областном доме работников искусств состоялся концерт ансамбля «Театр новой музыки». Надо отметить, что этот молодой, плодотворный коллектив композиторов и исполнителей успешно сотрудничает с разными театральными площадками города Саратова, но именно в этом зале, с его камерной, домашней, почти интимной обстановкой, проходят самые дружеские встречи со зрителем. Новая программа «Театра…» называлась «Зимнее настроение», и действительно, звучавшие в этот морозный декабрьский вечер сочинения, создали ощущение настоящего зимнего праздника. Слово «Контрасты», наверное, наиболее полно отразит суть звучавшей музыки: россыпь образов и техник – от лирики до шутки, от импрессионизма до коллажа – именно это стало «изюминкой» прошедшего концерта, что и позволило организаторам концерта создать целую сюиту музыкальных антитез. Музыка семи молодых, непохожих друг на друга композиторов, выстроилась в этот вечер в какую-то совершенно особую форму. Единственное, что скрепляло общую композицию «Зимнего настроения» - это тембры инструментов: сольные пьесы для рояля и кларнета, или же произведения для дуэта двух этих инструментов прозвучали благодаря замечательным исполнителям – Алексею Маринину (кларнет) и Василию Игонину (фортепиано).

Открыли вечер две пьесы для кларнета и фортепиано новосибирского композитора Алексея Вандрика – «Шалом» и «Утро в деревне». Шуточное композиторское «Здравствуйте», написанное на знакомые всем цитаты из еврейских песен («Семь-сорок» и «Хава нагила») сменилось лиричной русской мелодией, сопровождаемой перезвонами колоколов, изображаемых в партии фортепиано.

Линию контрастов продолжили «Прелюдия и Скерцо» для кларнета соло ростовского композитора Вячеслава Ноздрачева. Текучая, длящаяся мелодия «Прелюдии» завораживает своей изысканностью и изощренностью, а сменяющее ее «Скерцо» притягательно своими острыми ритмами и необычными, колкими интонациями.

Добавил новогодних ноток в программу вечера еще один музыкальный диптих, автор которого Василий Игонин. «Рождественская песня» и «Танец гамельнского крысолова», написанные импрессионистическими красками, наполнили зал СОДРИ звуками рождественских хоралов и зажигательными ритмами немецких танцев.

«Восемь коллажей» Саратовского композитора Андрея Кудишкина удачно сочетают в себе современные техники письма и знакомые всем с детства мелодии, которые автор погружает в абсолютно непривычное музыкальное оформление. Так, например, в первом коллаже ми-минорная прелюдия Шопена звучит на фоне блюзовых аккордов, а революционная песня «Вихри враждебные веют над нами» решена в утрированно сумрачном, даже агрессивном ключе. Следующая за ней колыбельная («Спи, моя радость, усни») превратилась в Пассакалию. Четвертый коллаж – неудержимый джоплиновский регтайм, который сменяет оминоренная тема песенки «Постой паровоз», контрапунктически соединенная с сигналами Железнодорожного вокзала Саратова. Шестой коллаж – измененный до неузнаваемости футбольный марш, последние звуки которого укладываются в тритон. Последние два коллажа – аллюзия на тему Свиридова, но вместо скорости и динамики «Время вперед», композитор намеренно наделяет ее медленным темпом, а в восьмом можно услышать тему из «Щелкунчика» Чайковского.

Вслед за шуточными зарисовками Андрея Кудишкина прозвучали «Пять интерлюдий» Владимира Орлова. Эти небольшие, близкие к минимализму фортепианные пьесы словно сотканы из хрупких сонорных созвучий, как, например, в первой и четвертой интерлюдиях, или, наоборот, действенные, активные аккорды становятся отражением современного скерцо (вторая интерлюдия). Центром этого небольшого цикла стало фугато третьей интерлюдии, после которого зазвучала созерцательная, полная покоя и умиротворения четвертая. Финалом стала пьеса, которую по праву можно назвать детской: именно шуткой, похожей на шалость ребенка за роялем, заканчивается ряд интерлюдий.

Наверное, единственным произведением, написанное не начинающим, а уже взрослым, признанным композитором и аранжировщиком знаменитой группы «Песняры», было «Интермеццо 10» Дмитрия Явтуховича. Задумчивая, импровизационная пьеса для кларнета и фортепиано позволила слушателю погрузиться в мир воспоминаний и грез – именно такие чувства навевала музыка белорусского композитора.

И в завершении вечера была исполнена эстрадная пьеса, написанная студентом кафедры струнных инструментов СГК им. Л.В.Собинова Ильей Мищенковым. Его эффектный «Попутный ветер» стал добрым новогодним пожеланием всем любителям современной музыки.

Прелесть прошедшего концерта заключена в том, что все композиторы - совсем молодые, и именно это придает особое очарование их исканиям в области формы, тематизма и инструментовки. Те искренние чувства, которые заложены в музыке, как нельзя лучше характеризуют всех авторов, поэтому публика не осталась равнодушной к их творчеству, сопровождая каждое произведение громкими, дружными аплодисментами.


Автор: Мария Никушина
Оригинал публикации: www.totnm.ru

Comments are now closed for this entry