Ушами младенца

Дата публикации

Фестиваль «Композиторы России – детям» имеет солидную, более чем 25-летнюю историю. Проводится он традиционно в одном из регионов страны, в 2011 году его принимал Нижний Новгород. В течение трех вечеров подряд, с 8 по 10 ноября, центром притяжения в музыкальной жизни города поочередно были уютные залы детских школ искусств №18, №9, а также академической филармонии имени М.Л. Ростроповича.

 

Главными событиями фестиваля стали три концерта, а его главными участниками – дети. Именно юные нижегородцы выступали исполнителями большинства сочинений, демонстрировали свой потенциал в сольной и ансамблевой игре со сверстниками, педагогами или концертмейстерами, а учащемуся ДШИ №6 Сергею Уткину посчастливилось выступить в качестве солиста с симфоническим оркестром филармонии на закрытии фестиваля в Кремле. Среди участников были и исключительно детские коллективы: концертный и младший хоры ДШИ №9, хор мальчиков хорового колледжа имени Л.К. Сивухина, ансамбль скрипачей «Паганини», вокальный ансамбль «Ilvento», хор мальчиков «Юнга», хор мальчиков ДШИ №11 «Юность» и другие.

Фестиваль выглядел очень представительным. Семнадцать начальных музыкальных учебных заведений Нижнего Новгорода, а также Хоровой колледж имени Л.К. Сивухина представляли своих воспитанников. Участвовали дети самого разного возраста: от малышей - учащихся первых классов до более взрослых ребят старших классов музыкальной школы. Спектр исполненной музыки также был обширен и колоритен, что вызвано, с одной стороны, географическим многообразием композиторов-участников (звучали сочинения авторов из Нижнего Новгорода, Москвы, Череповца, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Саранска, Саратова), а, с другой стороны, соседствованием в концертах произведений композиторов самых разных эстетических установок и поколений (от классиков мировой музыки Прокофьева и Шостаковича до сравнительно юных - Присяжнюка и Павлючука). Подобное многообразие подтверждает основной девиз события «Фестивалю все возрасты покорны!».

Прозвучавшие в те ноябрьские вечера столь разные музыкальные композиции объединяло лишь одно: все они были адресованы, в первую очередь, детям и написаны специально для них. Это «одно» в то же время является самым важным - тем, ради чего задуман и проводится фестиваль, - познакомить участников и слушателей с музыкой для детей и юношества ХХ-XXI веков, создать удивительную, волшебную музыкальную ауру детства. Ну и, конечно, воспитательные задачи никто не отменял. Не секрет, что от того, как мы воспитаем детей сегодня, какие жизненные ориентиры сделаем для них приоритетными, во многом зависит наша общая завтрашняя жизнь.

При составлении программы фестиваля приоритет был отдан сочинениям ныне живущих российских композиторов. Подобные акценты расставлены неслучайно – организаторы (во главе с художественным руководителем Борисом Гецелевым) стремились дать возможность детям ближе познакомиться и погрузиться в мир современного искусства, прочувствовать его краски. Эта возможность представляется очень ценной, учитывая слабые стороны педагогики в начальных музыкальных звеньях. Довольно часто дети, которые учатся в музыкальных школах, обладают очень узким кругозором, причем не только музыкальным. С одной стороны, эта проблема подогревается учителями и родителями, заставляющими детей заниматься на инструменте ежедневно в течение многих часов. Утомительное музицирование вкупе с нагрузкой по общеобразовательной части приводят к тому, что ребенок воспринимает мир очень ограниченно. С другой стороны, к куцему кругозору детей приводит ограниченность репертуара в музыкальных школах, которая вызвана даже не скудным количеством написанной музыки для детей или подвластной детям технически, сколько педагогическим консерватизмом. Многие музыкальные наставники обычно из года в год предлагают своим ученикам похожие, однотипные программы, проверенные годами, что, однако, ведет к однообразию, рутине и, как следствие, оскудению кругозора самого наставника. А ведь опыт рискует обернуться некой остановкой в развитии самого педагога! К тому же часто подобранный репертуар не отличается высокохудожественным содержанием (как, например, этюды или пьесы подобного типа), а еще чаще – большим количеством образцов новой музыки, что может привести к ее отторжению в будущем.

В связи с этим, предоставленный организаторами повод познакомить детей (а заодно и наставников) с музыкой последнего времени трудно переоценить. Но даже среди плодородного поля современного композиторского творчества для детей педагоги избирали для своих подопечных сочинения, в основном, достаточно традиционные - привычные как по музыкальному языку, так и для восприятия. Между тем, те немногие музыкальные композиции, в которых можно было «похулиганить» воспринимались детьми «на ура», что сказывалось на эмоциональности и заинтересованности исполнения. Как правило, в отличие от «неподъемных» взрослых маленькие люди легче и с бóльшим энтузиазмом воспринимают и усваивают новое и необычное. Этим нужно активно пользоваться как для того, чтобы заинтересовать ребенка, так и для развития его духовного богатства и расширения музыкального кругозора. Насколько важно именно в начальный период жизни, пока вкусы и приоритеты музыканта еще не настолько закостенели, распахнуть перед ним дверь в бесконечно богатый и разнообразный мир музыкального волшебства!

Многие ребята, участвовавшие на фестивале, вдохновили хорошей исполнительской техникой и музыкальным потенциалом. Над артистизмом педагогам и родителям еще предстоит усердно поработать. Часто детьми одолевала боязнь сцены, из-за чего исполнение превращалось в заученно-механизированную и неосознанную игру. Самые находчивые и остроумные ребята, порой не удовлетворяясь одной музыкальной составляющей, разыгрывали на сцене костюмированный инструментальный театр. Так, в первый фестивальный день нельзя было не обратить внимание на одну из главных звезд ДШИ №18 шестиклассницу Ксюшу Целибееву. Она великолепно исполнила в первый фестивальный день аж четыре сочинения! между делом перевоплотившись в ковбоя и разыграв колоритную сценку из жизни «дикого запада». Ксюша учится играть на фортепиано, обучается вокальному искусству, много сочиняет, занимаясь композицией в консерватории у профессора Бориса Гецелева. Нельзя не упомянуть также прекрасное выступление пятиклассницы Маши Филипповой из ДШИ №3 которая технично и художественно выразительно исполнила на флейте в сопровождении концертмейстера две пьесы («В лесу» и «Весенние ручьи») из сюиты «Весной» Сергея Василенко. Во второй фестивальный день запомнилось артистичное выступление ученицы третьего класса школы искусств №9 Саши Шиловой, исполнившей «Вопли Федоры» из мюзикла «Поющая посуда» череповецкого композитора Ольги Осиповой. Прекрасно показали себя хоры: хор мальчиков хорового колледжа имени Л.К. Сивухина (под рук. Александра Орлова), концертный хор ДШИ №9 (под рук. Владимира Попова), младший хор ДШИ №9 (под рук. Елены Дружининой), хор мальчиков ДШИ №11 «Юность» (под рук. Людмилы Хазиной), хор мальчиков «Юнга» (под рук. Анны Пуховой); их наставники продемонстрировали свое высокое мастерство работы с хором. Количественное доминирование хоровых коллективов на фестивале, а также их очередное выступление на достойном уровне благодаря следованию и сохранению выдающихся традиций не дает усомниться, что Нижний Новгород был и остается одной из хоровых столиц России.

В заключительный фестивальный день, проходивший на сцене филармонии имени М.Л. Ростроповича, слушатели заслуженно отметили бурными аплодисментами выступление шестиклассника Сергея Уткина. Учащийся школы искусств №6 исполнил партию солиста в «Майском концертино для фортепиано со струнным оркестром» ростовского композитора Виталия Ходоша и великолепно справился с достаточно виртуозной партией. Не отставали от юного солиста и «взрослые»: симфонический оркестр филармонии (художественный руководитель и главный дирижер - Александр Скульский), в целом, добротно справился с непростой задачей исполнения детской музыки непосредственно перед целевой аудиторией. Как известно, дети – самый чуткий и требовательный слушатель, заставить ребят слушать с увлечением подчас непростые композиции на протяжении долгого временного отрезка – задача не из легких.

Коллектив Скульского представил слушателям музыку не только Виталия Ходоша, но и Бориса Гецелева («Марш музыкальных путешественников», фрагменты из кантат «Летят по небу шарики» и «Вредные советы»), Владислава Казенина (Сюита из балета «Коты в сапогах»), Эдуарда Фертельмейстера (фрагменты из Симфонической сюиты для детей», Германа Комракова (фрагменты из балетной сюиты «Орлы летят на север»), была осуществлена мировая премьера «Сказок старого волшебника» Дениса Присяжнюка.

Проведение фестиваля «Композиторы России – детям» – безусловно, крупное и необходимое событие в культурной жизни страны. Россия богата музыкально одаренными ребятишками; уметь вовремя распознать потенциал и помочь ему раскрыться – главные задачи фестиваля.

Автор: Сергей Попов

Comments are now closed for this entry