Армянские корни

Дата публикации

Интервью с членами армянской делегации, приехавшими на смотр МолОта в Москву.

2014 год стал годом активных творческих контактов России и Армении. Какими событиями запомнился этот период?

Светлана Алексанян (ответственный секретарь Союза композиторов Армении): В течение этого года музыка армянских авторов звучала в Светлогорске, Казани, Екатеринбурге. В октябре 2014 премьеры молодых армянских композиторов открыли совместный проект МолОта и Уральской консерватории «Новая музыка – новая реальность. К новым берегам». 11 декабря в Екатеринбурге прошел концерт памяти А. Тертеряна «20 лет вечности». Особенно отрадно, что один из ответных концертов армянской музыки в России проходит именно в Москве.

Расскажите о встрече молодых композиторов Армении и России в Ереване.

Давид Сатян: 27 и 28 апреля в Доме камерной музыки им. Комитаса прошел фестиваль, где впервые почти за четверть века исполнялись произведения молодых российских авторов. Фестиваль был организован Союзами композиторов Армении и России при поддержке Министерства культуры Республики Армения. Автор проекта – композитор, профессор Ереванской консерватории Юрий Галстян. В двух концертах «Армяно-русского фестиваля молодых композиторов» прозвучали произведения В. Орлова, А. Хубеева, Д. Екимовского, Э. Низамова, С. Вилки, С. Ниязовой, А. Пилатова, И. Иванова, Я. Судзиловского, А. Павловой, Н. Михеева. Исполняли: Государственный молодежный оркестр Армении (дирижер Рубен Асатрян) и Камерный оркестр Ереванской государственной консерватории (дирижер Юрий Галстян). Возрождать и поддерживать культурные связи – важный шаг, и мы надеемся на новые совместные проекты.

Произошли ли какие-то изменения с приходом нового председателя Союза композиторов Армении?

Эдмонд Макарян (руководитель информационного отдела Союза композиторов Армении): В октябре 2013 председателем Союза композиторов Армении стал Арам Сатян. Радует то, что положение академической музыки на вторых ролях осталось в прошлом. Фестивали молодых армянских композиторов, перекрестные культурные проекты, направленные на продвижение качественной музыки, позволяют нам знакомиться с сочинениями коллег. Могу сказать, что реализация практически всех наших замыслов осуществима. Государственный молодежный оркестр Армении (художественный руководитель и главный дирижер – Сергей Смбатян) активно исполняет музыку молодых авторов. Наряду с камерными сочинениями исполняются произведения крупной формы. В Большом концертном зале им. Хачатуряна и в Доме камерной музыки им. Комитаса проходят концерты академической и эстрадной музыки молодых армянских композиторов. Зал всегда заполнен. Это и молодежь, и слушатели старшего поколения.

Как вы оцениваете уровень исполнительской культуры музыкантов Армении?

Давид Сатян: Многие наши исполнители – с мировым именем: альтистка Ким Кашкашьян, скрипач, лауреат I премии конкурса Королевы Елизаветы (2005) Сергей Хачатрян. Виолончелист Нарек Ахназарян выступает с известными оркестрами мира (Лондонский симфонический оркестр, Чикагский симфонический оркестр, Филармонический оркестр Ла Скала), концертирует с такими дирижерами, как Валерий Гергиев, Тон Копман, Туган Сохиев, Владимир Спиваков, Михаил Плетнев. В целом наша исполнительская школа сильна, поэтому неудивительно, что российские композиторы отмечают высокое качество исполнения их музыки армянскими коллективами.

Расскажите о ваших произведениях, заявленных в программе концерта в зале музея С.С. Прокофьева.

Каджик Григорян: Для этого проекта я выбрал пьесу «Вечное движение» для фортепиано. Я мечтаю побывать в Нью-Йорке, и в этом произведении – попытка воплотить ритм этого города. Что касается техники письма, то я использую всё, что было накоплено композиторской мыслью до меня. Не отрицаю никакого жанра, никакого восприятия. Среди композиторов армянской традиции, к которым я отношусь с большим пиететом, могу назвать Комитаса, А. Хачатуряна, А. Спендиарова.

Эдмонд Макарян: Сочинение «Помешанный» для двух виолончелей и фортепиано (2014) считаю укорененным в армянской культуре. Оно богато не по интенсивности средств, но по внутреннему средоточию мысли. Я пишу академическую (симфонические, камерные, хоровые произведения), эстрадную музыку, музыку для кинофильмов. Стремлюсь к тому, чтобы в каждом моем произведении слушатель мог уловить армянские корни.

Светлана Алексанян: Здесь будет исполнена I часть «Элегия» для скрипки и фортепиано из цикла «Трансформация» («Элегия», «Солнцу», «Постскриптум»). Три части этого цикла – три состояния одной души…

Давид Сатян: «Танго alaModern» было написано еще в годы аспирантуры, когда я учился в Королевском колледже музыки в Лондоне. В этом сочинении – энергия, движение, обилие ритмических сбивок, использование атональности, единый пульс танго…

Давид, вы учились и живете по сей день в Лондоне. Насколько западные тенденции соотносятся с вашей музыкой?

Давид Сатян: Композиторская мысль никогда не останавливается, она восприимчива ко всему. После Ереванской консерватории многие музыканты учились за границей и влияние западной музыки, несомненно, испытали. Но корни остаются корнями. Завет наших Учителей – «Никогда не забывай свои корни» – мы помним и выполняем.


Интервьюер: Яна Ферран