Четырехдневный марафон новой музыки в Екатеринбурге

Дата публикации

8 октября в Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского открылся IV Международный межвузовский композиторский фестиваль «Новая музыка – новая реальность. К новым берегам», представляющий совместный проект с Молодежным отделением Союза композиторов Российской Федерации.

Центром притяжения любителей современной музыки стал Большой зал Уральской консерватории, подаривший три вечера новой музыки. Это премьеры молодых армянских композиторов, российско-белорусско-украинский молодежный проект «Отражение» и премьеры уральских композиторов. В концертных программах фестиваля прозвучали камерные произведения молодых авторов из Екатеринбурга, Саратова, Москвы, Уфы, Челябинска, Минска, Киева, Еревана.

Приуроченный к двум знаменательным датам – 80-летию Уральской государственной консерватории и 175-летию со дня рождения великого русского композитора М.П. Мусоргского, – фестиваль дал импульс молодым композиторам не только представить готовые сочинения, но и создать произведения по мотивам известного цикла М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».

Нельзя не согласиться с ректором Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, заслуженным артистом РФ, заслуженным деятелем искусств РФ, профессором Валерием Дмитриевичем Шкарупой в том, что фестиваль «Новая музыка – новая реальность», получивший свое рождение в 2009 году, является уникальным студенческим форумом, избавляющим будущую российскую композиторскую и исполнительскую элиту от творческой изоляции. Благодаря сотрудничеству с Молодежным отделением Союза композиторов РФ, возглавляемым Ярославом Судзиловским, фестиваль в этом году вышел на новый уровень.  

Основным исполнительским составом фестиваля стал ансамбль современной музыки «InterText–Ensemble», организованный в 2012 году и сплотивший молодых музыкантов-исполнителей, которым по силам самая сложная композиторская техника. Энергичные, незаурядные, инициативные, презентующие музыку молодых талантливых авторов, участники коллектива дарят слушателям уникальную возможность прикоснуться к открытиям современного искусства. Деятельность ансамбля направлена на создание синтетических проектов, объединяющих различные виды искусств и выявляющих межтекстовые связи и внутритекстовое пространство.

Помимо концертных программ, в рамках фестиваля состоялась конференция, посвященная вопросам новых композиторских техник, а также творческий практикум, включающий обсуждение фестиваля и показ сочинений. Среди докладчиков выступили Ярослав Судзиловский (Председатель Молодежного отделения Союза композиторов РФ, автор идеи и художественный руководитель МолОт-фестиваля), Владимир Орлов (Председатель Саратовского представительства МолОта, создатель и художественный руководитель «Театра новой музыки», преподаватель Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова) и Алексей Пилатов (Председатель Белорусского  представительства МолОта, преподаватель Минского государственного музыкального колледжа им. М.И. Глинки).

Ярослав Судзиловский представил собственную систему 36 ключей – систему нотной записи, предназначенную для точной фиксации сочинений нетемперированного свойства. Обозначил некоторые проблемы современного композиторского творчества: ситуацию добровольного «гетто» композиторов-академистов, пишущих сугубо для себя; подмену музыкального сочинения «концептологией»; отсутствие внутреннего контроля (своеобразного внутреннего метронома) в медийном пространстве; кризис образовательной системы, альтернативный вариант которой – некий синтез духовной академии и ренессансных мастерских; а также проблему исчерпанности XX веком возможностей инструментов.

Идею модификации инструментария подхватил Алексей Пилатов, предложивший новый тип ансамбля – народные инструменты arco. По мысли Алексея, суть оркестровой реформы предполагает создание нового типа оркестра – «русский симфонический» (на основе слияния симфонического и оркестра русских народных инструментов) и нового типа камерных ансамблей – «Русский квартет-arco». В качестве иллюстрации прозвучали два произведения для мандолины-arco(«Механика смерти» Я. Судзиловского и «Trans_Formatio» А. Пилатова), а также сочинение А. Пилатова для Русского квартета-arco «Сумерки идолов».

Владимир Орлов познакомил аудиторию с концертами-спектаклями «Театра новой музыки», представляющими новый формат концертов современной музыки, способный заинтриговать как зрителей, почти не посещающих академические залы, так и искушенных слушателей. Возникновение «Театра новой музыки» в г. Саратове связано с попыткой восстановления коммуникативных связей между композитором, исполнителем и слушателем посредством создания новой формы концертов-спектаклей с персонажами (по типу критических заметок Р. Шумана). Персонажи эти (приверженец прекрасной мелодии профессор Влориди и открытый всем радикальным нововведениям маэстро Вигансо) являют собой собирательный образ, который дает возможность публике осмыслить музыку, прислушаться к мнению каждого из героев и дать свой ответ на происходящее. Содержащие в основе своей спор персонажей (например, о новой простоте и минимализме в музыке, о женщинах-композиторах), концерты-спектакли современной академической музыки привлекают не только самих композиторов, музыковедов и исполнителей (что происходит в подавляющем большинстве случаев), но и широкую публику (скажем, физиков, химиков и др.). Владимир Орлов продемонстрировал видеозапись нескольких фрагментов таких концертов, где прозвучали «Вариации на выздоровление Аринушки» А. Пярта, одна из «Гимнопедий» Э. Сати и др. 

На обсуждении фестиваля, кроме подведения итогов мероприятия, были показаны сочинения молодых уральских авторов – симфоническая притча «Сизиф» Ивана Колованова и «Хомония» для хора acapella Диниса Курбанова (класс профессора А.Н. Нименского). Обе работы получили высокую оценку членов художественного совета МолОта и рекомендованы к исполнению.     

Подаривший россыпь премьер и ставший своеобразным путешествием по музыкальным культурам России, ближнего зарубежья и Закавказья, породивший неожиданные параллели и открывший пути для самых смелых диалогов, нынешний фестиваль запомнился обилием имен и впечатлений. Молодые авторы – экспериментирующие, смелые, ищущие – наметили новые горизонты и задали вектор пути академической музыки, отнюдь не утратившей непосредственность и свежесть.

Анатолий Николаевич Нименский (заслуженный деятель искусств РФ, профессор, заведующий кафедрой композиции Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского): «Хочу отметить высокий уровень профессиональной работы как композиторов, так и исполнителей, которые готовы и способны решать любые творческие задачи. Фестиваль современной музыки «Новая музыка – новая реальность» – это, своего рода, лаборатория для молодых авторов, и она необходима. Могу лишь порадоваться за обилие идей, воплощенных на фестивале, который создал ситуацию перспективы и выхода за пределы известного. С точки зрения композиторской мысли, идеи, я смотрю с оптимизмом в будущее».

Ярослав Судзиловский: «Фестиваль «Новая музыка – новая реальность. К новым берегам», который состоялся в рамках Третьего транснационального фестиваля «МолОт-Трансфест – 2014», не только оправдал, но и превзошел ожидания. Очень приятно, что мы представили широкую палитру авторов, что фестиваль пошел в гору. Ребята за короткий срок провели большую работу. Хочу поблагодарить также художественного руководителя фестиваля, председателя «Урал-МолОта» Дмитрия Ремезова за его энтузиазм, во многом благодаря которому фестиваль состоялся. Уральская школа показала себя со стабильно хорошей стороны. Хочется лишь пожелать, чтобы она держала планку и становилась еще лучше».

Алексей Пилатов: «Во-первых, хочется отметить какое-то особое – уральское – гостеприимство: здесь очень доброжелательные, открытые, вежливые люди. Отдельного внимания заслуживает уральская исполнительская школа, которая сильна не только в плане техники, быстрого освоения нового материала (могу утверждать, что информационная нагрузка на одну секунду у здешних музыкантов в разы больше, чем у белорусских исполнителей), но и осознания. Для меня очень ценными стали слова исполнителей: «Спасибо Вам за сочинение»! Что касается объединения на фестивале представителей разных культур, то это всегда способствует обогащению. Для меня, например, стали открытием два молодых уральских автора: Иван Колованов и Динис Курбанов. Я не могу сказать, что у нас есть что-то похожее, скажем, по гармоническому языку. Может быть, это присутствует на генном уровне, не знаю. Но это замечательно. С позиции интереса к темброво-смысловому началу, близким по духу оказалось для меня сочинение Константина Комольцева «… на мертвом языке» (Concertomedium) для фортепиано и камерного оркестра. Также хочу отметить Сергея Ходыкина, в музыке которого я уловил юмор и эксперимент, являющиеся для него личным открытием (для любого композитора важно личное открытие – и не имеет значения, было это раньше или нет). Резюмируя, могу сказать, что у молодых уральских композиторов есть большой потенциал. Спасибо всем участникам, которые внесли свой вклад в реализацию этого проекта: ансамблю современной музыки «InterText–Ensemble», его руководителю Дмитрию Ремезову, всем композиторам и музыкантам!»

Владимир Орлов: «Я третий раз участвую в Фестивале «МолОт-Трансфест», в Екатеринбурге – второй раз. На концертах фестиваля звучит много интересной музыки. Вполне естественно, что есть музыка, которая выделяется, есть та, что менее выделяется. Но это в порядке вещей, и это правильно, потому что не могут выделяться все. И хотя я в своем жанре «Релаксации» пытаюсь уйти от того, что преимущественно звучит здесь, на фестивале, тем не менее, я хорошо воспринимаю авангардную музыку. Могу, без сомнения, отметить качественное исполнение произведений. Оба мои приезда в Екатеринбург подарили лишь положительные эмоции».

Михаил Пучков (выпускник Московской консерватории, член МолОта с 2009 года): «Я рад, что нам удалось собраться, порепетировать. Спасибо участникам фестиваля за гостеприимство. Пока сложно составить какой-то единый портрет уральской композиторской школы в силу специфики концертной программы, включавшей камерные миниатюры. Но, безусловно, хорошие зерна есть. Может, не хватило каких-то пояснений к исполняемым произведениям. Со своей стороны, я бы пожелал ребятам быть доступнее в интернете. В целом всё сложилось – благодаря самоотдаче и профессионализму исполнителей». 

Автор: Яна Ферран