1

12 октября в Красноярске в рамках программы международных культурных центров в Российской Федерации и проекта Красноярского государственного театра оперы и балета «Последний поклон», посвященного 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне и Году литературы в России, состоялась научно-практическая конференция «Перекресток культур: музыкальный театр и русская классическая литература».

В конференции приняли участие ученые и представители государственных организаций в сфере культуры из Москвы, Красноярска, Новосибирска, других городов России, а также из нескольких зарубежных стран Азиатско-Тихоокеанского региона. От Молодежного отделения Союза композиторов России в конференции участвовал председатель музыковедческой секции Ярослав Тимофеев.

22-го сентября 2013-го года в Камерном зале Московской филармонии состоялись два концерта молодых композиторов — участников cеминаров ДТК «Руза» под руководством Виктора Екимовского. Первый концерт, озаглавленный «Десятилетие», включил произведения, написанные композиторами-семинаристами за последние 10 лет (cеминар 2012-го года был десятым, юбилейным).

В программу концерта вошли следующие произведения молодых композиторов:

«В полной темноте или музыка на ощупь»

Главный замысел этого сочинения, написанного казанским композитором Эльмиром Низамовым в 2008-м году, восходит к бетховенской концепции «от тьмы к свету».  Необычный визуальный ряд — исполнители вышли на сцену в тёмных очках — связан с буквальной трактовкой автором «тьмы». «В таком состоянии особенно обостряется слуховая связь между исполнителями. Музыканты могут следовать друг за другом лишь «на ощупь». И это состояние должно передаться и слушателям», — поясняет свою идею автор.

Современная музыка вызывает много вопросов. Прежде всего, современна ли она? Иными словами, действительно ли она говорит о том и тем языком, которые нужны её современникам? Что даёт она человеку и должна ли что-то давать? В конце апреля в Нижнем Новгороде прошёл III фестиваль молодой музыки «Экспозиция XXI», который вновь «предложил» поискать ответы на эти вопросы.

Современное композиторское творчество — это произведения не только зрелых маститых композиторов, но и студентов-композиторов. Студенческая музыка, к сожалению, редко становится объектом внимания со стороны науки и исследователей.

Рауф Фархадов | О МолОте
Дата публикации

 XX век разорвал композиторское искусство на такое количество противоречивых и взаимоисключающих измов, пост, соц, этно, поп, нео, арт, комп и электро, что музыка из большой многоярусной целостности с мирным соседством и уживанием разного и различного распалась на несовместимые автономии (без вариантов каких-либо договоров или хотя бы переговоров), превратившись в зону непримиримых идеологических, технологических и эстетических битв-сражений.

Под знаком несовместимости и непримиримости – таким вышло в музыке (да и в искусстве в целом) XX столетие. «Подфартило» ещё и с окончательным развалом «социалистического по форме и национального по содержанию», где сохранялось хоть некое подобие чего-то объединяющего и сплачивающего. Придуманная же мировая страшилка с «глобалом» и «стандартом» лишь в разы усугубила разрыв между стандартным и автономным, глобальным и обособленным. Дело кончилось и вовсе патологией, названной индивидуальным проектом, когда непримиримость должна была возникать не только между разными направлениями или авторами, но и между разными сочинениями одного и того же композитора.