Инна Разинкова | О Болховитиновских чтениях в Воронеже, 26 октября 2012 года

Published Date

26 октября 2012 года прошёл второй день Болховитиновских чтений, программа которого была очень насыщенной и включала в себя не только яркие выступления докладчиков, но и две в высшей степени интересные лекции мэтров Воронежской государственной академии искусств – Евгения Борисовича Трембовельского и Владислава Эдуардовича Девуцкого. Завершился центральный день конференции увлекательным мастер-классом Игоря Глебовича Соколова, доцента Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

Глядя на профессионалов своего дела, восхищаясь их ораторским и исполнительским талантами, невольно замечаешь, что от встречи с ними получаешь массу удовольствий, впечатлений и некий творческий посыл, призывающий к действию. Очень хочется быть похожим на эти личности. Не подражать (если только самую малость), а быть достойным называть себя их коллегой.

Каждый из докладчиков конференции по-своему неповторим. Большая любовь к личности А. Веберна и глубокое проникновение в его творческое наследие чувствовались в выступлении Натальи Владимировны Девуцкой, огромный педагогический и исполнительский опыт отличали Галину Константиновну Тарасову и Аркадия Владимировича Дубовика, крылатое выражение «краткость – сестра таланта» легло в основу доклада Нины Вадимовны Белянской (впрочем, как всегда: просто, лаконично и точно). Тамара Васильевна Юрова открыла нам (по крайней мере, студентам точно) одного из самых видных музыкально-общественных деятелей Воронежа конца XVIII – начала XIX вв., увлечённо рассказав о П.А. Степанове. Оказывается, это был не просто частный учитель, проработавший сорок лет, но и музыкальный критик, композитор и поэт, повлиявший на формирование эстетических вкусов воронежской публики.

Известный постулат «знание – это свет разума» прозвучал в устах Натальи Борисовны Наумовой. Докладчица проследила изменение понимания понятий «образование» и «обучение» от античности до современности. Музыка машин стала объектом внимания главного «МолОтца» (председателя музыковедческой секции Молодежного отделения Союза композиторов России) Ярослава Ильича Тимофеева. Елена Семёновна Лизунова аккуратно, «с чувством, с толком, с расстановкой» призывала к созданию свода этических правил и норм нашей академии. И, действительно, чем мы хуже?! Ведь в других вузах уже есть… С актуальным докладом выступила Ирина Евгеньевна Никитина, представившая пять обязательных фаз самосовершенствования личности, среди которых находим актуализацию и осмысление цели, осознание противоречий между целью и личностью и другие. С последней тоже не всё так просто. И.Е. Никитина выделила пять типов личности: самовлюблённый тип, колеблющийся, увлекающийся, инертный и самоопределившийся. Надеюсь, мы с вами относимся к последнему, счастливому типу, который раз и навсегда выбрал для себя определённый вид деятельности, связанный с музыкой.

Ярким, живым, талантливым, в общем, мастерским было выступление Евгения Борисовича Трембовельского. В этот раз доктор искусствоведения с особенной теплотой рассказал о своём учителе – Иосифе Игнатьевиче Дубовском. Одним словом, мэтр о мэтре. Многие черты, какими характеризовал Трембовельский Дубовского, относятся к нему самому: неиссякаемая энергия, абсолютное и безоговорочное мастерство, преданность своему делу, большой интерес к современной музыке, гармоничное соединение спланированного и непредсказуемого в организации учебных занятий, естественность и простота в общении, любовь к спорту, острому словцу (например, в докладе Евгения Борисовича прозвучали следующие слова: «педагоги – это квинтоискатели и переченья-запретители») и многие другие.

Ещё одним импульсивным, вдохновенным и захватывающим выступлением была лекция Владислава Эдуардовича Девуцкого о плагальной, эллиптичекой и джазовой гармониях. Этот доклад привёл слушателей в восторг. «Живая» игра на фортепиано и союз серьёзности и «скерцозности» в высказываниях являются постоянными спутниками В.Э. Девуцкого. Его ораторский дар достоин самых высоких похвал.

И вот мастер-класс Ивана Глебовича Соколова – завершающий этап второго дня Болховитиновских чтений, на который пришли исполнители. Ряды зала заметно пополнились. И тогда стало обидно за предыдущие выступления. Но не будем о грустном. Друзья, открыто призываю вас посещать такие мероприятия. Познакомиться с современной культурной проблематикой, задать интересующие вопросы, перенять опыт ораторского и исполнительского искусства, – все эти возможности дает конференция.

Мастер-класс с И.Г. Соколовым – это праздник! Очень приятно, что пианист, композитор, просветитель и педагог приезжает к нам не в первый раз. В декабре прошлого года, например, состоялось несколько творческих встреч с ним, на которых Соколов подробно рассказывал о «Лабиринтах» Н. Сидельникова, «Временах года» П. Чайковского, «Картинках с выставки» М. Мусоргского и некоторых произведениях В. Сильвестрова, Г. Уствольской и Д. Шостаковича.

Игорь Глебович Соколов – уникальная фигура: умный, одарённый, деликатный, честный (последняя характеристика является выводом, сделанным по замечаниям и пожеланиям студентам-исполнителям). Восхищаемся и берём пример. Побольше бы таких личностей и подобных мероприятий!