Папа Римский впервые в истории канонизировал женщину-композитора

Published Date

Чтобы Хильдегарда Бингенская была причислена к лику святых, потребовалось восемь веков и пять пап
 

Папа Римский впервые в истории канонизировал женщину-композитора
Хильдегарда Бингенская обретает божественное вдохновение и диктует своему писцу (справа). Фрагмент миниатюры из рукописи Liber Scivias


Бенедикт XVI объявил, что монахиня, пророчица, ученая и композитор Хильдегарда Бингенская (1098–1179) отныне официально является католической святой. Ежегодно 17 сентября позволяется служить мессы в честь святой Хильдегарды.

 

Так называемое «Дело Хильдегарды» стало символом бюрократизации церкви и застаревших процессуальных проблем. Монахиню из Бингена начали почитать как провидицу сразу после ее смерти, однако по различным причинам официальной канонизации ей пришлось дожидаться более восьми столетий.

Дело в том, что в XII веке причисление к лику святых было популярной коммерческой услугой: в многочисленных провинциях местные архиепископы за солидную плату канонизировали отошедших в иной мир представителей знати в промышленных масштабах. В 1173 году папа Александр III решил положить конец порочной практике и сделал процесс канонизации прерогативой Святого Престола. А заодно серьезно усложнил процедуру. «Дело Хильдегарды», скончавшейся спустя шесть лет после папского указа, попало в «люфт» между старыми и новыми порядками.

Но народная любовь к немецкой монахине не проходила, и в начале XVI века ее имя было занесено в римский мартиролог (календарь почитания святых). Официальная процедура канонизации при этом была опущена — скорее всего, не умышленно, а так, по чиновничьей ошибке. Поэтому папе Бенедикту понадобилось сделать особое заявление, дабы окончательно закрыть «Дело Хильдегарды».

Бенедикт XVI явно неравнодушен к заслугам своей соотечественницы (к слову, он единственный папа немецкого происхождения за последнюю тысячу лет). В 2010 году понтифик посвятил Хильдегарде два выступления, представив ее деятельность как пример  вклада женщин в дело церкви. В октябре 2012 года папа официально присвоит ей титул Учителя церкви — высочайшее звание, которого до сих пор удостаивались лишь три женщины.

Хильдегарда родилась под Бингеном на территории нынешней немецкой земли Рейн-Гессен в аристократической семье. В возрасте 8 лет ее отдали в монастырь. С детских лет Хильдегарда сочиняла стихи и музыку церковных песнопений, уделяя особое внимание Деве Марии и святой Урсуле. В ее литургической драме «Ordo virtutum» 16 добродетелей борются с дьяволом за человеческую душу. Единственная мужская партия в этом спектакле — партия дьявола. Всего перу Хильдегарды принадлежит 78 одноголосных песнопений.

Помимо музыки, Хильдегарда оставила медицинские и ботанические труды (в «Causae et Curae» она, в частности, подробно рассматривает лечебные свойства конопли), а также книгу видений и пророчеств, являвшихся ей с юности. Откровения Хильдегарды стали основой для исследований невролога Оливера Сакса, который объясняет преследовавшие ее образы «мигренью и поражением зрительной ауры».

В начале 1990-х, в период моды на григорианский хорал и средневековую медитативную культуру, музыка Хильдегарды пережила настоящий бум: ее песнопения в многочисленных аранжировках взлетели на вершины поп-чартов. В 2010 в Германии был снят байопик «Видение», закрепивший образ Хильдегарды как средневековой иконы феминизма. Музыканты же почитают ее как первую в истории женщину-композитора.


Автор: Ярослав Тимофеев
Оригинал публикации: www.izvestia.ru