Театр Новой музыки Саратова: диалог с руководителем

Published Date

В Саратовской консерватории каждый год «рождаются» всё новые и новые исполнительские коллективы и творческие объединения. Некоторые из них носят консервативно-академический характер, другие же, напротив, работают в более неординарном, креативном ключе. Среди всего этого «разноцветья» с самого первого появления на сцене особенно выделился Театр Новой музыки. Выступления коллектива Театра всегда приковывали внимания, вызывали интерес и бурные обсуждения. 

В связи с этим мы решили узнать о Театре немного больше и задать несколько вопросов художественному руководителю театра, члену Союза композиторов России Владимиру Орлову.

Владимир, перед тем как задать вам ряд вопросов хочется от лица двух кафедр - истории музыки и теории музыки и композиции поздравить Театр новой музыки с успешно проведенным вторым концертным сезоном! Вашему «современному» театру уже 2 года. Время как всегда летит незаметно. И уже можно подвести некие итоги. Что вы можете сказать о жизни Театра: осуществились ли за этот временной промежуток все задуманные планы? Что осталось за кадром?

- Огромное спасибо за интерес к Театру новой музыки. Да, действительно в этом году, 3 мая, нашему творческому объединению исполняется ровно 2 года. Конечно, уже можно подвести кое-какие итоги. За два прошедших года Саратов, благодаря Театру новой музыки, стал центром музыкальной культуры России. О нашем творческом объединении знают не только в Саратове, но и далеко за его пределами, не только в России, но и в Австрии, Германии, США, на Украине и в других странах мира.

Мне регулярно приходят положительные отзывы от иностранных исполнителей и композиторов. Некоторые музыканты из Германии, США хотели бы принять участие в наших концертах. И это неслучайно. Ведь если посмотреть объективно, то ни в одном другом городе нет ничего подобного. Только благодаря Театру новой музыки в Саратове регулярно исполняются произведения современных композиторов разных городов и стран: России (Саратов, Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Новосибирск), США, Украины. 

Жизнь Театра новой музыки очень насыщена событиями и концертами. Конечно, далеко не все наши планы осуществились. Изначально Театр создавался как ансамбль солистов, но с течением времени этот ансамбль перерос в творческое объединение, состоящее из музыкантов-энтузиастов, искренне любящих современную академическую музыку и стремящихся познакомить саратовскую публику с новыми музыкальными произведениями нынешнего столетия. За два года силами музыкантов Театра было организовано 16 концертов, исполнено более 30 сочинений различных современных композиторов. 

Что было особенно интересным в прошедшем сезоне?

- В прошедшем сезоне в нашем Театре произошли глобальные изменения, связанные с введением новых форм концертов современной музыки с участием двух персонажей – профессора Влориди и профессора Аламбреда. Впервые публика познакомилась с ними 28 декабря 2011 года на театрализованном концерте «Город волшебников». Однако мы решили не останавливаться на достигнутом и подготовили еще один подобный концерт современной музыки с участием этих двух героев, но в новом облике. 

5 февраля этого года в литературно-музыкальном кафе Натальи Шиндиной «Арт-налет» Влориди и Аламбред весь вечер спорили о той музыке, которая звучала. Так спорили, что даже поссорились. Но, в конце концов, критически настроенный к музыке профессор Влориди понял, что был не прав и извинился перед Аламбредом и всей публикой. Важным событием прошедшего сезона стало образование на базе Театра новой музыки Камерного оркестра (дирижер Алесандр Заремба) и камерного хора «Счастливая случайность (хормейстер Эрика Саркисова). 

Владимир, задам насущный вопрос - как живёт Театр сейчас? Какие проблемы на сегодняшний день существуют? И, как вы думаете, как их возможно решить?

- Повторюсь Театр новой музыки – явление уникальное не только для Саратова, но и для всей России. Я уже говорил, что ни в одном городе нет такого творческого объединения настоящих энтузиастов, как в Саратове. При этом во многих городах России (в Москве, в Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде, в Перми, в Казани, в Екатеринбурге, в Ростове-на-Дону) существует несколько ансамблей, исполняющих «новую» музыку, которые финансируются либо местными центрами современной музыки, либо министерством культуры области, либо консерваторией. Наш Театр вообще не финансируется. И, наверное, это главная проблема нашего объединения, жизнь которого висит на волоске. Театр может распасться в любой момент. Он был создан не для развлечений, а для того, чтобы дать возможность людям познакомиться с богатейшей палитрой современной музыки, а она очень разнообразная и многоплановая. Сейчас нет единого стиля. И это многообразие мы хотим показать нашей публике, которая всегда с радостью идет на все наши концерты. 

Конечно, проблем существует в нашем коллективе очень много. О всех проблемах невозможно сказать в рамках одного интервью. Еще одна из сложностей нашего объединения связана с отношением музыкантов к авангардной музыке. Становится печально, когда некоторые исполнители показывают свою полную некомпетентность, резко высказываясь об этой музыке. Ведь она постоянно развивается и нам, современникам, нельзя судить, где хорошая, а где плохая музыка. Наша задача – не развлечь публику приятными и красивыми мелодиями, а показать полную палитру современной музыки. А далее пусть люди сами выбирают, что им близко, а что нет.

Постоянные слушатели Театра, пожалуй, заметили очень частое присутствие журналистов, операторов, ведущих телевидения на ваших концертах. Скажите, Владимир, помогает или, может быть, мешает Театру их постоянные визиты? 

- На самом деле журналисты не так часто радуют нас своим присутствием. За всю историю Театра новой музыки они были на наших концертах всего два раза. Я считаю, что у журналистов такая работа – освещать важнейшие события города и области. Они обязаны уделять больше внимание культурным мероприятиям, особенно тем, которые связаны с современным искусством. И если у них появляется интерес к Театру новой музыки, то это здорово. Вообще наше творческое объединение открыто для журналистов. Пусть приезжают почаще, делают репортажи. Мы (Театр) знакомим публику с новой музыки, они (СМИ) должны это освещать, потому если не они, то кто?

У вас, как у руководителя коллектива, я не могу не спросить – в чём вы видите миссию ТНМ? И насколько удачно она осуществляется?

- Про миссию Театра новой музыки я уже говорил ранее: предоставить саратовской (и не только саратовской) публике возможность познакомиться с современной академической музыкой, которая крайне редко исполняется.

Владимир, расскажите о ваших выступлениях на разных концертных площадках Саратова. С какими музыкантами вы сотрудничаете? Сочинения каких композиторов исполняете? В каких фестивалях вы принимали участие?

- Музыканты нашего творческого объединения выступают в консерватории, Доме работников искусств, литературно-музыкальном кафе Натальи Шиндиной «Арт-налет». В составе Театра новой музыки играют студенты и выпускники консерватории: Дмитрий Тупицын, Юлия Фиошина, Василий Игонин, Кристина Лепендина, Ксения Осипова, Алексей Маринин, Андрей Чернов, Элла Тразанова, Эльвира Афанасьева, Анастасия Свирепова, Антон Пушкин, Илья Мищенков, Мария Гусынина, Александра Логинова, Татьяна Золотых, Татьяна Фоменко, Эрика Саркисова, Виолетта Сиропова. Мы исполняем сочинения абсолютно разных композиторов, начиная от барочных, заканчивая современными молодыми авторами. Театр новой музыки принял участие в двух фестивалях: в Первом Международном МолОт-фестивале (концерт "Острые углы") (5 апреля 2012 г.) и в Шестом Всероссийском фестивале современной поэзии "Дебют-Саратов: Центр весны" (13 апреля 2012 г.)

Как Вы считаете должен ли быть ограничен круг слушателей Театра?

- Конечно. Любой коллектив, любая музыка, любое произведение искусства всегда имеет достаточно ограниченный круг слушателей и зрителей. И в этом нет ничего плохого. Это нормальное явление, тем более, что мы не ставим своей задачей превратить произведение искусства в продукт массового потребления, потому став таковым, оно потеряет свою художественную ценность.

В завершении беседы хотелось бы узнать, какие перспективы развития Театра в дальнейшем. Каковы ваши планы на будущее? Может грядут какие-то кардинальные изменения?

- О перспективах говорить сложно, зная условия современной реальности. Конечно же, у нас наполеоновские планы, но будут ли они осуществлены, зависит не только от нас, но и от Министерства культуры, и от Саратовской консерватории. Я от имени всего коллектива творческого объединения хочу поблагодарить руководство нашей консерватории за то, что мы имеем возможность выступать, заниматься любимым делом, и я очень надеюсь, что наш творческий союз будет продолжать еще долгие годы. Кардинальные изменения в Театре новой музыки будут, начиная с осени. Это будут очень серьезные изменения. О них не знают даже участники самого Театра. С чем они будут связаны, Вы узнаете осенью.

Интервьюер: Елена Дрынкина
Оригинал публикации: www.unicult.ru