МолОт и история. Продолжение серии постов, посвященных жизни и творчеству Карэна Хачатуряна.

Published Date
20200521
 
Композитор начал своё профессиональное обучение в 1942 году. Изначально он получал образование у В.Я. Шебалина, затем был переведен в класс Д.Д. Шостаковича. Для молодого человека, увлечённого музыкой и личностью советского Гения, это было огромным событием.
 «Мама очень хотела, чтобы я попал к нему, но я не успел. Мама умерла, я прихожу домой- звонит Виссарион Яковлевич Шебалин и спрашивает: « Карэн, я знаю, у тебя большое несчастье, я тебе сочувствую… Извини, что я тебе звоню в такое время, но у меня страшно раздут класс, очень много студентов, и я хочу тебя и Бориса Чайковского передать другому педагогу» «Кому же?- спрашиваю я. «Шостаковичу…» Да, я был счастлив!!! Я летал по воздуху!» - вспоминал Карэн Хачатурян.
 
Это знакомство оказало огромное влияние на творческую судьбу будущего композитора. Дмитрий Шостакович воспитывал в своих учениках усидчивость, широту кругозора, свободу мысли, был требователен, но ни в коем случае не жесток. Он никогда не давал никому конкретных директивных подсказок, но, поставив перед учеником задачу, деликатно указывал направление поиска для решения творческих проблем.
«Он настаивал на том, чтобы мы сочиняли большими кусками, а не приносили отдельные темы, слушал по нескольку раз и делал точные замечания: здесь плохо вот потому, потому и потому, а сделать нужно вот это, это и это… И потом всё оказывалось, что всё не так уж и сложно. Мы стали понемногу писать. Это было золотое время. Он был очень живой интересный человек. Ведь он был сведущ во всех областях музыки, и у него была огромная практика музыканта – и симфоническая, и оперная, он писал в разных жанрах и требовал того же от нас. Это было очень полезно».
 
Источник: журнал "Музыка в России" (№3 (26), 2010)