Екатерина Хмелевская | Под знаком Рузы

Published Date

22-го сентября 2013-го года в Камерном зале Московской филармонии состоялись два концерта молодых композиторов — участников cеминаров ДТК «Руза» под руководством Виктора Екимовского. Первый концерт, озаглавленный «Десятилетие», включил произведения, написанные композиторами-семинаристами за последние 10 лет (cеминар 2012-го года был десятым, юбилейным).

В программу концерта вошли следующие произведения молодых композиторов:

«В полной темноте или музыка на ощупь»

Главный замысел этого сочинения, написанного казанским композитором Эльмиром Низамовым в 2008-м году, восходит к бетховенской концепции «от тьмы к свету».  Необычный визуальный ряд — исполнители вышли на сцену в тёмных очках — связан с буквальной трактовкой автором «тьмы». «В таком состоянии особенно обостряется слуховая связь между исполнителями. Музыканты могут следовать друг за другом лишь «на ощупь». И это состояние должно передаться и слушателям», — поясняет свою идею автор.

«Цикл...»

Артём Пысь (Майкоп-Москва) представил на суд публике фортепианный вариационный цикл на тему исполнительского приёма glissando. Непосредственно техническое раскрытие возможностей данного приёма композитор совмещает с попыткой «претворения авторского над-восприятия уникального по воздействию шаманского обряда камлания». Азарт и харизма исполнителя — Д. Екимовского — помогли раскрыть замысел автора.

«Песок. Следы. Радуга. Ветер»

Камерно-инструментальный цикл Елены Савиной (Петрозаводск) «задумывался как музыкальное представление фрагментов одной картины, которая рисуется в воображении более полно после прослушивания каждой следующей части». Поэтичность замысла и музыки Е. Савиной не оставили равнодушными как исполнителей, так и публику.

 «Экспромты»

В своём произведении Александр Шишов (Москва) предпринял попытку переосмыслить жанр экспромта на основе Экспромтов Шуберта. Под знаком своеобразной «игры в классики», автор задаётся злободневными вопросами: «Как относится современный человек к произведениям классики? Есть ли будущее у классики?» Точкой ли отсчёта или наоборот выводом служит автору музыкальный материал Шуберта — остаётся интригой.

«FluteInterPlaying»

«InterPlaying» («Игра взаимодействий») Станислава Маковского (Москва) — это цикл виртуозных сольных пьес для различных инструментов. «В основе каждой пьесы лежит принцип скрытой полифонии, создающий впечатление, что играет не один инструмент, а целый ансамбль». Флейтовая «игра взаимодействий» оснащена всем арсеналом «ненормативных» приёмов звукоизвлечения: микрохроматика, фруллато, кластеры, мультифоники, стук клапанов… 

Покоряя слушателей артистизмом и блестящим владением техническими приёмами, флейтист П. Студенников вышел из этой сложнейшей «игры» победителем.

«Самум»

 Яркая образность произведения Елены Сажиковой (Ашхабад — Москва) исчерпывающе выражена в короткой авторской аннотации: «Samum — ветер Аравии, перед шквалом которого пески пустыни начинают петь». В тончайшей звукописи необычайно притягательного по энергетике произведения Е. Сажиковой прочитывается впечатляющий технический уровень воплощения оригинального авторского замысла.  

 «Затоваренная бочкотара» — 7 эскизов к опере

Концерт завершился фортепианным квартетом Сергея Зятькова (Сургут). «Мне нравится реализовывать давно сопровождающие меня образы», — пишет автор. «Эскизы— значит, композиция ослаблена (из-за желания ухватить яркие черты нужного саунда), и они могут в дальнейшем иметь самые разные композиционные реализации (опера)».

Второй концерт был посвящён 100-летнему юбилею «Весны Священной» Игоря Стравинского. Все произведения, исполненные в этом концерте, были написаны в 2013-м году в ДТК «Руза», непосредственно в период проведения семинара. Некая связь с творчеством Стравинского, предложенная авторам в качестве основной идеи произведения, всякий раз проявлялась по-разному.

«SpringEchoes»

Сравнив премьеру «Весны» Стравинского с мощнейшим взрывом, Екатерина Хмелевская (Москва) сформулировала идею своего произведения следующим образом: «Простираясь вширь и вглубь, взрывная волна докатилась до наших дней, отзываясь всепроникающими эхо, многочисленными отзвуками отзвуков, искажёнными толщей расфокусированных времён». Вихреобразный поток интонационного материала «Весны Священной» растворяется в отзвуках, призвуках и «незвуках». Последнее «эхо весны» доносится из зрительного зала — автор воспроизводит его на свистульке-окарине, символизирующей русское и — шире — древнее музыкальное начало «Весны» Стравинского.

«Послание Игоря Стравинского Джону Ли Хукеру»

Александр Жемчужников (Екатеринбург) представил в своём сочинении «возможный взгляд И. Стравинского на блюз после посещения концерта Ли Хукера». При этом автор поясняет, что данное послание Стравинского имеет мифический характер, и что «чисто теоретически они могли встретиться, но была ли встреча реально, и были ли они знакомы с творчеством друг друга неизвестно». Данный замысел обуславливает выбор автором некой около-блюзовой стилистики произведения.

«Вальс-бостон»

Марк Булошников (Нижний Новгород) избрал основой своего произведения двенадцатитоновую серию последнего произведения Стравинского — песни «Совёнок и кошечка». «Заимствуя этот материал, я подаю его без изменений, но словно обнажая: все инструменты играют в унисон, а структурно выдержанные четыре проведения серии (с её обращениями) намекают на близкий мне стиль поздних сочинений Стравинского — строгий, отстранённый, лишённый пафоса». Название пьесы указывает на одно из основных свойств музыки Стравинского — танцевальность.

«Неваляшки»

В своём трио Дмитрий Бученков (Москва) ставит «своего рода эксперимент, в котором пытается совместить своё восприятие музыки Стравинского с жанром минимальной музыки».  Разнохарактерные части трио предстают как разные ракурсы и формы авторского эксперимента.

«Весна ХХ»

Короткая и яркая пьеса Даниила Екимовского (Москва) почти целиком построена на разнообразных вариантах переинструментовки четырёх начальных тактов «Пляски щеголих» из «Весны Священной». Помимо многократного вариантного повторения знаменитого аккорда в пьесе присутствует и авторский материал «а-ля Стравинский», однако основная эмоция рождается именно из восторженной настойчивости неравномерно-акцентных повторов аккорда.

«Великий «Стравинскаккорд»!» — восклицает автор. 

Заявленные в программе произведения Ярослава Судзиловского и Антона Светличного, к сожалению, не были исполнены по разным причинам.

Произведения обоих концертов прозвучали в исполнении ансамбля «Карт-бланш» (художественный руководитель — Ярослав Судзиловский) в составе: Павел Студенников (флейта), Даниил Лукьянов (кларнет), Александр Стреляев (саксофон), Рим Кутлучурин (труба), Елизавета Кошкина (скрипка), Регина Штейнман (альт), Анна Щеголева (виолончель), Даниил Екимовский (фортепиано). Премьерными произведениями дирижировал Владимир Горлинский.

Со вступительным словом к обоим концертам выступил руководитель рузских семинаров — Виктор Екимовский. Были показаны семинарские фотографии разных лет, также была организована интернет-трансляция концерта.

Настоящим украшением вечера стали ёмкие и остроумные комментарии к произведениям молодых композиторов Рауфа Фархадова — семинарского руководителя музыковедов.

Из истории семинара

История семинаров начинается с 60-х годов прошлого века — тогда они проводились в Доме творчества «Иваново». Консультантами в разное время были многие видные советские композиторы и ведущие профессора вузов — Б. Клюзнер, Н. Пейко, Ю. Фортунатов, И. Финкельштейн, А. Боярский и другие. Участниками Семинара могли быть молодые композиторы со всех республик и городов СССР. Продолжался семинарский курс один месяц — за это время композитор под руководством консультанта должен был написать какое-либо сочинение, а потом отчитаться и показать его в специальной комиссии в Союзе композиторов СССР. Таких семинарских курсов в течение года было 5-6 (в осеннее и зимнее время).

В 90-е годы семинар перестал существовать. В 1994–1998 годах была предпринята попытка восстановления семинара в том же ДТК «Иваново» (под руководством С. Беринского).

В 2003-м году с помощью и по инициативе Союза композиторов РФ возобновил свою работу в Доме творчества «Руза» вод руководством консультанта В. Екимовского, где каждому семинаристу предоставляется отдельная дача с 1 по 15 сентября.

Работа семинара включает несколько аспектов: индивидуальные занятия с консультантом (работа над новым сочинением), авторский публичный показ сочинений каждого семинариста с последующим обсуждением, ежедневное лекционное групповое занятие (проводится консультантом) с показом новейших сочинений из отечественной и зарубежной музыки.

С 2010-го года в семинар включаются и молодые музыковеды, участвующие в обсуждении показываемой музыки и работающие с консультантом-музыковедом Р. Фархадовым над статьями по проблемам современной музыки.

Значение семинара для молодых композиторов и музыковедов огромно — это профессиональные курсы повышения квалификации, и неслучайно многие из бывших семинаристов в настоящее время являются членами Союза композиторов России. За 10 лет существования семинара в нём приняли участие свыше 100 молодых композиторов и музыковедов.

 

Высказывания семинаристов

Антон Светличный (Ростов)

Поездка в дом творчества должна быть для начинающего композитора примерно тем же, чем была де-факто обязательная поездка в Европу для образованного русского дворянина XIX века — не развлечением, а составной частью образования. Дело не в знаниях, которые можно получить на семинаре — они важны, но ехать туда стоило бы даже только для того, чтобы почувствовать за своей спиной дыхание времени и в самой идее места, где созданы идеальные условия для творческой работы, увидеть, кожей ощутить уходящий далеко вглубь веков шлейф огромной гуманистической традиции. В Рузе живёшь и работаешь так, как будто попал на страницы неизвестного прежде утопического трактата. Дебюсси советовал всем композиторам слушать «голос ветра, рассказывающего нам историю мира»; в Рузе этот голос слышен так отчётливо, как нигде больше...

Алексей Павлючук (Саратов)

До сих пор отлично помню то ярчайшее впечатление, которое произвёл на меня первый посещённый мною семинар молодых композиторов (проводившийся тогда в Доме творчества «Иваново» под руководством Сергея Беринского). Считаю его своего рода «путёвкой в композиторскую жизнь» и думаю, что за почти 50 лет существования семинаров такой же «путёвкой» они стали для очень и очень многих молодых авторов из самых различных уголков России (а раньше — и всего Советского Союза).

На семинарах в Доме творчества «Руза» вод руководством Виктора Екимовского мне удалось побывать примерно через 8 лет после «ивановских», и — убедиться в неоспоримой ценности семинара так же и для «тех, кому за 30». Общение с высокопрофессиональным руководителем и с коллегами по «цеху», прослушивание и обсуждение новой музыки — всё это служит мощным стимулом к ещё более требовательному, более самокритичному отношению к собственным сочинениям, и, следовательно, — к дальнейшему творческому росту. А особая атмосфера — ощущение подлинного «композиторского братства», царящее на Семинарах, — оставляет светлый, очень «поддерживающий» в жизни след в душе.

Поэтому хочется сказать большое спасибо всем людям, чьими усилиями сохраняется в настоящее время это, без преувеличения, уникальное явление; и хочется верить, что семинар внесёт свой вклад в формирование ещё не одного поколения молодых композиторов России.