1
20200524
 
По воспоминаниям композитора, на каждом уроке Дмитрий Шостакович требовал, чтобы кроме своих сочинений его ученики обязательно открывали для себя новую музыку, нового автора, вместе слушали и делились мнениями. После войны из – за рубежа в Россию пошел поток нот и записей, среди которых можно было найти много интересных к прослушиванию и изучению материалов. В частности, «Симфония псалмов» Стравинского, которую Шостаковичу привезли из США. Он сделал четырёхручное переложение, и его ученики играли её на уроках.

20200521
 
Композитор начал своё профессиональное обучение в 1942 году. Изначально он получал образование у В. Я. Шебалина, затем был переведен в класс Д. Д. Шостаковича. Для молодого человека, увлечённого музыкой и личностью советского Гения, это было огромным событием.
 «Мама очень хотела, чтобы я попал к нему, но я не успел. Мама умерла, я прихожу домой- звонит Виссарион Яковлевич Шебалин и спрашивает: « Карэн, я знаю, у тебя большое несчастье, я тебе сочувствую… Извини, что я тебе звоню в такое время, но у меня страшно раздут класс, очень много студентов, и я хочу тебя и Бориса Чайковского передать другому педагогу» «Кому же?- спрашиваю я. «Шостаковичу…» Да, я был счастлив!!! Я летал по воздуху!» — вспоминал Карэн Хачатурян.
 

12 октября в Красноярске в рамках программы международных культурных центров в Российской Федерации и проекта Красноярского государственного театра оперы и балета «Последний поклон», посвященного 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне и Году литературы в России, состоялась научно-практическая конференция «Перекресток культур: музыкальный театр и русская классическая литература».

В конференции приняли участие ученые и представители государственных организаций в сфере культуры из Москвы, Красноярска, Новосибирска, других городов России, а также из нескольких зарубежных стран Азиатско-Тихоокеанского региона. От Молодежного отделения Союза композиторов России в конференции участвовал председатель музыковедческой секции Ярослав Тимофеев.

22-го сентября 2013-го года в Камерном зале Московской филармонии состоялись два концерта молодых композиторов — участников cеминаров ДТК «Руза» под руководством Виктора Екимовского. Первый концерт, озаглавленный «Десятилетие», включил произведения, написанные композиторами-семинаристами за последние 10 лет (cеминар 2012-го года был десятым, юбилейным).

В программу концерта вошли следующие произведения молодых композиторов:

«В полной темноте или музыка на ощупь»

Главный замысел этого сочинения, написанного казанским композитором Эльмиром Низамовым в 2008-м году, восходит к бетховенской концепции «от тьмы к свету».  Необычный визуальный ряд — исполнители вышли на сцену в тёмных очках — связан с буквальной трактовкой автором «тьмы». «В таком состоянии особенно обостряется слуховая связь между исполнителями. Музыканты могут следовать друг за другом лишь «на ощупь». И это состояние должно передаться и слушателям», — поясняет свою идею автор.

Современная музыка вызывает много вопросов. Прежде всего, современна ли она? Иными словами, действительно ли она говорит о том и тем языком, которые нужны её современникам? Что даёт она человеку и должна ли что-то давать? В конце апреля в Нижнем Новгороде прошёл III фестиваль молодой музыки «Экспозиция XXI», который вновь «предложил» поискать ответы на эти вопросы.